Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в г. Тихвине Новгородской губернии в 1844 году. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. В детстве Николай мечтал о море, строил кораблики, играл в морские игры. В письмах он забрасывал старшего брата вопросами о мачтах, ярусах, шхунах, штурманах и матросах, за что получил ласковое прозвище «Вопросительный знак». Он готовил себя к морской службе, изучал астрономию и навигацию. Семья была музыкальной, и первые признаки музыкальных способностей проявились у Николая очень рано. Позднее он так писал об этом в «Летописи моей музыкальной жизни»: «Мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано». С шести лет его начали обучать игре на фортепиано. В 1856 году Римский-Корсаков был отправлен в Санкт-Петербург и поступил в Морской кадетский корпус. Учился он с удовольствием, легко, старался иметь оценки не ниже 10 баллов (максимально 12 баллов). Из письма 14-летнего кадета: «Завтра у нас опять пальбы, будем крепить крюйсель, спускать брам-реи; но эти учения очень веселые, хотя устаешь жестоко; подтянуть нижнюю сторону паруса к рее, так весь будешь мокрый…». В выходные и отпускные дни он стремился попасть в театр. Огромное впечатление произвела на него опера М.Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Он вспоминал: «Я уже знал довольно много хорошей музыки, но наибольшая симпатия лежала к Глинке». С 1860 года Римский-Корсаков начинает серьезно заниматься музыкой. Он начинает брать уроки игры на фортепиано, находит ноты «Руслана и Людмилы» и перекладывает их для исполнения в 4 руки на рояле. В ноябре 1861 года Римский-Корсаков знакомится с молодым, но уже известным в Петербурге музыкантом М.А.Балакиревым. Тот не только высоко оценил первые музыкальные опыты юноши, но и вызвался быть его наставником. Все свободные вечера кадет Римский-Корсаков проводит у Балакирева. Здесь он знакомится с Кюи, Мусоргским, Стасовым, Бородиным, образовавшими впоследствии кружок «Могучая кучка». Это знакомство имело огромное значение для дальнейшего развития таланта будущего композитора. В апреле 1862 года по окончании корпуса гардемарин Римский-Корсаков отправляется в кругосветное путешествие на клипере «Алмаз». За три года он побывал во многих портах Европы, Северной и Южной Америки и в 1864 году был произведен в мичманы. В мае 1865 года клипер «Алмаз» вернулся в Россию, а в июле «за отлично-усердную службу» мичману Римскому-Корсакову была объявлена благодарность приказом главы Морского министерства. Но, где бы он ни был, всегда находил возможность уделять время любимому занятию – музыке. Еще в Морском кадетском корпусе Римский-Корсаков начал работать над Первой симфонией и по возвращению из плавания представил ее Балакиреву. В 1865 году Первая симфония была исполнена в зале Думы на одном из концертов Бесплатной музыкальной школы и имела большой успех. Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Балакирева. В следующем 1866 году была написана «Увертюра на русские темы», через год появились «Сербская фантазия» и симфоническая картина «Садко». В 1868 году Римский-Корсаков написал Вторую симфонию «Антар» и ряд ярких поэтических романсов. Успех этих сочинений был столь велик, что в 1871 году Римского-Корсакова пригласили на должность профессора практического сочинения и инструментовки, а также руководителем оркестрового класса в Петербургскую консерваторию. В 1873 году Николай Андреевич окончательно оставил службу во флоте и получил должность инспектора военных оркестров флота, которую занимал вплоть до ее ликвидации в 1884 году, совмещая ее с профессорскими обязанностями в консерватории. В 1874 году он был избран директором Бесплатной музыкальной школы. В творчестве Римского-Корсакова значительное место занимают оперы, которые и сегодня входят в репертуар многих оперных театров. Свою первую оперу «Псковитянка» он написал в 1872 году; в следующем году она была поставлена на сцене Мариинского театра. Впоследствии композитор вновь обращался к своей первой опере, вносил исправления и дополнения, а в 1898 году он присоединил к ней пролог под названием «Боярыня Вера Шелога». В 1879 году появилась «Майская ночь» на сюжет Н.В.Гоголя, в 1881 году - «Снегурочка» на сюжет сказки А.Н.Островского. После опер «Млада» (1892 г.) и «Ночь перед Рождеством» (1895 г.) композитор обратился к былинным образам. Так была написана опера «Садко» (1896 г.), которая сразу получила широкую известность и популярность. Один из его учеников вспоминал: «Как художник, Римский-Корсаков - Протей, принимающий тысячу обличий. Как некий чародей Звездочет, он вызывает перед нами по своей прихоти яркие лики реальных или сказочных людей, образы фантастических существ, рисует до осязательности конкретные картины природы, изображает неистовство бушующих стихий, но сам остается в стороне, над жизнью вызванного им мира, и, как маг, повелевает им». С 1883 года Римский-Корсаков занимал должность помощника управляющего придворной певческой капеллой, но находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. Он переработал и переоркестровал оперу «Борис Годунов» Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского. Революционные события 1905 года могли поставить крест на его педагогической деятельности. За активную поддержку требований бастующих студентов и открытого осуждения действий администрации «во избежания беспорядков» в марте он был уволен из консерватории, а его произведения циркуляром военного генерал-губернатора Петербурга стали «не допущены к исполнению в столице». Поддержка родных, друзей и общественности помогли композитору перенести эту «длительную паузу в музыкальной жизни». В ноябре в зале Дворянского собрания прозвучала новая пьеса Римского-Корсакова для оркестра с хором «Дубинушка», встреченная «гулом криков и аплодисментов публики». А в декабре Художественный совет Петербургской консерватории вынес постановление о приглашении Римского-Корсакова вернуться на работу. В одном из писем, датированном 1906 годом композитор писал: «Сколько пролито крови! Но так или иначе, а мнение мое таково, что художник живет на свете для созидательной работы и таковая есть его нравственная обязанность». Весной 1907 года он совершил поездку в Париж на открытие цикла «Пять русских исторических концертов», организованного С.Дягилевым. Здесь он в последний раз выступал в качестве дирижера. Признавая его заслуги, Римский-Корсаков был избран членом-корреспондентом Парижской академии изящных искусств. |
©Государственная публичная историческая библиотека России, 2016 |