Библиотеки кадетских корпусов

 

Экслибрисы
Экслибрисы библиотек кадетских корпусов

 
Из Устава 1830 года: § 37. «Воспитатель должен обращать величайшее внимание на выбор чтения воспитанников, удалять от них все, могущее развращать воображение; всякие сочинения, могущие вовлечь его в неприличные умствования или суждения, даже такие книги, которые хотя и не
заключают в себе ничего положительно вредного, но не представляют сердцу и уму никакой полезной пищи, вредят тем, что убивают бесполезно время и приучают воспитанника к такому пустому чтению, после которого трудно приняться за истинно полезные книги».
В каждом кадетском корпусе была библиотека. Об этом свидетельствуют документы и воспоминания. Так, например, в Уставе Императорского Сухопутного Шляхетного Корпуса записано:
«В Кадетском корпусе необходимо нужно иметь благоразумно собранную библиотеку не токмо для употребления кадетам, но и самим офицерам, учителям и к воспитанию благородного юношества определяемым людям».
О кадетской библиотеке есть упоминания в книге Иоганна Готлиба Георги «Описание российско-имперского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного»:
«Корпус имеет библиотеку, которая ныне до 10000 умножена и по систематическому порядку расположена. Книги разделены на три части: Российские книги, книги на иностранных языках и военная библиотека генерала Эггерса. Покупкой новых книг библиотека увеличивается ежегодно. Пользуются библиотекой не только кадеты,
офицеры и учителя корпуса. Книги выдаются для чтения на расписки для всей публики по понедельникам, средам и субботам (кроме праздничных дней) с 8 до 12 часов. Позволяется требовать от библиотекаря книги, какие пожелаешь и читать в особливо на то учрежденной комнате».

Для воспитанников военно-учебных заведений писались программы, издавались учебные материалы.
Сокращенная библиотека Сокращенная библиотека. Составитель П.С.Железников

В 1800-1804 годах была издана литературная хрестоматия «Сокращенная библиотека в пользу господам воспитанникам Первого Кадетского Корпуса» в 4-х частях. Ее составителем был Петр Семенович Железников, воспитанник, а затем и преподаватель Сухопутного Шляхетного Кадетского Корпуса. По мнению Ф.В.Булгарина, одного из учеников составителя, хрестоматия была «путеводительною звездою на мрачном горизонте» и содержала «избранные места и отрывки из лучших русских писателей (в стихах и прозе), из древних классиков и знаменитейших французских, немецких и английских старых и новых писателей, в отличных переводах… эссенцию из древней и новой философии, с применениями к обязанностям гражданина и воина, выбрав самые плодовитые зерна, для посева их в уме и сердце юношества».

Журнал для чтения воспитанниками военно-учебных заведений


С 1836 года по инициативе начальника штаба военно-учебных заведений Я.И.Ростовцева начала издаваться «Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений» для формирования «строгого вкуса и благонамеренного в выборе чтения направления». Проект издания был представлен императору Николаю I и получил высочайшее одобрение.

Журнал выходил 2 раза в месяц и печатался тиражом 2000 тысячи экземпляров (позднее 850 экземпляров). Годовой комплект должен был составлять 6 томов или 24 книжки. Каждый № журнала рассылался во все заведения из расчета «чтобы на каждых пятерых воспитанников приходилось и выдавалось им на руки по 1 экземпляру». Часть тиража направлялась «в запас» для библиотек военно-учебных заведений.

Журнал состоял из 4 отделов: Изящная словесность, История, Науки и художества, Смесь. В них печатались художественные произведения, биографии выдающихся русских полководцев, писателей, военно-исторические заметки о доблести русских воинов, статьи по предметам преподавания в военно-учебных заведениях.

Журнал был популярен, его охотно читали. Из письма Сенковского Ростовцеву: «Могу уверить Вас без лести, что этот скромный журнал для юношества лучше десяти других литературных журналов, издаваемых для публики; статьи в нем выбраны со вкусом, с умением и представляют все вместе полезное и разнообразное чтение». Вот несколько небольших публикаций из журнала.

1. Остроумный ответ гардемарина
«При испытании гардемаринов собираются в Морском корпусе флагманы и другие флотские генералы, и каждому из них дозволено предлагать экзаменующемуся вопросы.
В одном из этих публичных испытаний, адмирал Вилим Петрович фон Дезин, начертив на черной доске позицию российского и неприятельского флотов, из коих первый был окружен другим, сказал

одному гардемарину, каким порядком отступил бы он, если бы командуя отечественным флотом был окружен неприятелем в превосходных силах? Гардемарин, не знал, что отвечать по науке, смело сказал: «Я не слыхал, чтобы российские воины когда-либо отступали».
// Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений. – 1836. – Т. 2. - № 6. – С. 159.
 
2. Барабан
«Военное музыкальное орудие, имеющее вид цилиндра, называется барабаном; оно делается из латунной меди, пустое в середине, с двумя деревянными обручами на краях, из коих на каждом туго натянута телячья кожа, выделанная на подобие пергамента. Ни греки, ни римляне, не знали барабанов, а употребляла трубы для возбуждения мужества воинов в сражении или на учениях. Барабанный бой в первый раз раздался во Франции в 1347 году, при вступлении Эдуарда III в Кале. - В военной музыке барабанный бой необходим: он ободряет идущих на марше, сокращает некоторым образом время их переходов, а на маневрах, парадах и вообще во всех военных эволюциях, сохраняет мерность движений общей массы. Громкие удары
турецкого барабана, проникающие в отдаленнейшие ряды, удерживают идущих всегда в ровном и мерном шаге. - Вообще в военном быту, барабан имеет большую значительность, будучи употребляем для сигналов, не в одном только сражении, но и для извещения воинов о различных действиях и движениях барабанными боями, которые, вероятно, известны уже нашим читателям, потому что они каждый год выходят в лагерь, где, имеют случай познакомиться со всеми частями воинской службы, приучаясь с первых лет жизни к этому благородному поприщу».
// Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений. – 1838. – Т. 10. - № 38. – С. 211–212.
 
3. Изучение истории
«Выгоды, приобретаемые изучением истории, суть троякие: она забавляет воображение, изощряет ум, и облагораживает сердце человека. В самом деле, какое занятие может быть приятнее для ума человеческого: переноситься в отдаленные века нашего мира, и созерцать род человеческий в младенчестве, в первых усилиях его на пути просвещения; видеть постепенное образование гражданского правления и людскости; следить за усовершенствованием всего, что украшает жизнь человеческую; замечать возрастание, успехи, падение и разрушение цветущих государств, добродетели, способствовавшие их возвышению, и пороки, бывшие причиною их гибели; словом, видеть, как весь род человеческий, с начала его существования, проходит мимо нас, как на смотру, является в настоящем своем свете, без тех прикрас и теней, которые представляли его в ином виде современникам. Какое зрелище может быть великолепнее, разнообразнее, занимательнее? Какие забавы чувств и воображения могут сравниться с этим наслаждением? Могут ли пустые занятия, отнимающие у нас большую часть времени, сравниться с этим удовольствием? Могут ли они, в такой степени, обращать на себя наше внимание?
Как странен должен быть вкус того человека, который не отдаст преимущества сему усладительному упражнению? История есть самая занимательная наука, но в тоже время большая часть того, что называется ученостью, и что ценится очень высоко, есть не иное что, как знание бытий исторических. История не только есть существенная часть наших познаний, но и служит пособием к изучению многих других предметов, и дает пишу разным иным наукам. И в самом деле помыслив как коротка жизнь человеческая, и как скудны познания наши даже о том, что произошло в наше время, мы должны согласиться, что всегда останемся младенцами умом, если не будем обогащать опытности своей изучением веков минувших и отдаленных народов, и усовершать своих познаний наблюдением их деяний и мыслей. Можно сказать, некоторым образом, что человек, знающий историю, жил с начала света, и обогащал запас своих сведений во всех странах мира» (Юм)
// Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений. – 1839. – Т. 21. - № 84. – С. 419–421.
 
4. Чтение книг
«Весьма полезно для образования молодых людей, когда они занимаются чтением полезных книг под руководством благоразумного друга. В важных книгах должно, по моему мнению, сперва прочитать предисловие, а потом оглавление статей, или отделений книги, если оно есть. При этом средстве мы не только с пользою прочитаем книгу в первый раз, но и пройдем ее вторично с большим вниманием и размышлением. Хотя бы читатель одарен был необыкновенною памятью, но вряд ли прочтение полезной книги один раз может быть ему полезно; если же книга не стоит, чтобы ее читали дважды, то ее и вовсе читать ненужно. Помните, что при чтении или в беседе о предметах природы, нравоучения или религии, должно замечать, справедливы ли мнения читателя или собеседника, и обогащать собственные свои познания об этом предмете основательным размышлением. Если автор худо выразил свои мысли, замечайте его ошибки и старайтесь их
исправить на полях книги или, лучше, в особойтетрадке. Если автор темен, старайтесь пояснить себе его мысли; если слишком краток, распространяйте его, и тщитесь выразить его мысли подробнее, но с мерою; если слишком плодовит, отмечайте, что можно исключить; из доказательств его избирайте самое убедительное; думая, что он ошибается, предлагайте свои возражения, и исправляйте его мнения. Если находите, что мысли его справедливы и полезны, запечатлейте их в своей памяти, и считайте их частью умственного своего обогащения. Этот способ чтения книг требует больше времени, но труд вознаграждается притом сторицею. Прочтение одной книги таким образом, гораздо более обогатит ваши понятия, нежели поверхностное и беглое чтение двадцати авторов».
// Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений. – 1840. – Т.23. - № 92. – С. 570-572.
 

©Государственная публичная историческая библиотека России, 2016