Первая кадетская школа для подготовки дворянских детей к несению военной службы появилась в Пруссии в 1659 году и в дальнейшем этот опыт был распространен в ряде других европейских стран. Слово «cadet» (младший, несовершеннолетний) пришло из Франции, так назывались молодые дворяне, зачисленные на военную службу до получения ими первого офицерского чина. Из Франции название «кадет» перешло во все европейские государства. | ||
России были нужны специалисты «не токмо к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству» и 14 января 1701 года указом Петра I создается московская Школа математических и навигацких наук. |
||
|
||
Из указа следовало, что ученики в школу зачислялись как «добровольно хотящие», т.е. желающие обучаться, так и набирались принудительно. Первый набор - мальчики и юноши в возрасте от 12 до 17 лет - составил 200 учеников, а к 1712 году в школе обучалось уже 538 детей. За прилежное обучение и успехи в науках неимущим выдавались кормовые деньги - «стипендия». Обучение продолжалось от двух до четырех лет. Дети дворян в начальных классах проходили русскую грамоту и счет, затем овладевали знаниями по арифметике, геометрии, тригонометрии, а в старших классах изучали навигацию, артиллерию, геодезию и «рапирную науку» - фехтование. Большое внимание обращалось на практическую подготовку учащихся к мореплаванию и геодезическим работам. Навигаторы проходили практику на морских кораблях ежегодно от февраля до октября. По окончании обучения их зачисляли служить на флот, в артиллерию и на инженерные работы. Дети низших сословий изучали только грамоту и счет. После школы они становились писарями, помощниками архитекторов и работали в адмиралтействе. В школе готовили учителей начального обучения, которые рассылались по губерниям, для преподавания математики при архиерейских домах и монастырях, в адмиралтейских и цифирных школах. | ||
|
||
С учреждением в 1715 году в Санкт-Петербурге Морской академии московская Школа математических и навигацких наук стала выполнять роль подготовительного заведения для академии. |
||
Морская академия (Академия морской гвардии) была основана указом от 1 октября 1715 года для подготовки морских офицеров и геодезистов. Она была образована на базе старших («навигацких») классов Школы математических и навигацких наук, переведенных из Москвы в Санкт-Петербург. Вместе с учениками из Москвы были переведены и учителя. Руководить обучением был назначен А.Д.Фарварсон. Принимали в академию преимущественно детей дворян – 300 человек в мореходные классы («морские гвардейцы») и 30 в геодезические. Им преподавали арифметику, геометрию, артиллерию, фортификацию, навигацию, географию, рисование, в некоторых классах – астрономию и корабельную архитектуру. Практика морского дела оттачивалась на кораблях Балтийского флота. В Академии поддерживалась суровая дисциплина. Все поступившие для обучения были разделены на бригады по 50 человек. Каждую бригаду возглавлял командир морской гвардии – офицер гвардейского полка, который имел помощников из числа офицеров, сержантов и «дядек», обеспечивавших дисциплину. Жизнь в Академии была подчинена «Инструкции», которую собственноручно написал и утвердил Петр I. |
||
|
||
|
||
В январе 1716 года именным указом была создана первая в России военно-инженерная школа. Через три года в Санкт-Петербурге была учреждена Инженерная рота, в которую из Москвы были переведены все ученики и учителя московской школы. Учеников, около 100 человек, обучали арифметике, геометрии, тригонометрии и фортификации, основам гидравлики. Дальнейшее распределение зависело от успехов в обучении: отличники и хорошисты получали звание кондукторов в инженерной команде или переходили сержантами и капралами в инженерную роту; неуспевающие отправлялись служить рядовыми минерами. Работа инженерной команды была необходима при возведении укреплений, постройке и починке крепостей. |
||
|
||
Самая ранняя артиллерийская школа в России появилась при бомбардирской роте Преображенского полка еще в 1698 году. В делах Пушкарского приказа за 1701 год сохранилась запись: «велено на новом пушечном дворе построить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной и письменной грамоте и цыфири и иной инженерной наукам, и будучи им в тех школах, учиться вышеписанным наукам с прилежанием, а выучись без указу с Москвы не съехать, также в иной чин, кроме артиллерии, не отлучаться, и кормить и поить их в вышеписанных же школах, а на корм положено им по 2 деньги человеку на день, и из тех денег из половины покупая хлеб и харч: в постные дни рыбу, а в скоромные мясо и варить кашу или щи, а по другой деньге - на обуви и на кафтанишки и на рубашенки. И учащим и переимчивым будет государево особливое жалованье и дача, смотря по учению». Необходимость подготовки артиллерийских кадров проявилась с началом войны со шведами. Весной 1712 года для обучения солдат лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков при Артиллерийском полку генерал-майора Гинтера утверждается первая артиллерийская школа. В ней обучали арифметике, геометрии, фортификации и артиллерии, изучали полевые укрепления, правила стрельбы и приготовление пороха. Теоретический материал закреплялся на практических занятиях. При успешном обучении ученики получали звание бомбардира, службу в гвардейской артиллерии и возможность получения в дальнейшем офицерского звания. В 1730 года в Санкт-Петербурге учреждена Артиллерийская арифметическая школа для детей в возрасте от 7 до 15 лет. В 1735 году открывается Санкт-Петербургская артиллерийская школа. В нее принимались дети дворян и офицеров для обучения математическим и артиллерийским наукам, а также «пушкарские» дети для подготовки мастеровых и писарей. В 1758 году инженерные и артиллерийские школы находились под начальством графа П.И.Шувалова. 22 августа 1758 года на основе их объединения была создана Соединенная Артиллерийская и Инженерная школа. |
||
©Государственная публичная историческая библиотека России, 2016 |